(Елена Манакова) Первое с чего мы начнем,
Это понимание ПРИЧИН возникновения проблем в жизни.
Рождаясь, ребенок похож на чистый лист бумаги. И вот на этот лист, родители или люди, которые его воспитывают, записывают то, что они знают и умеют. Делятся с ребенком СВОИМ опытом. Вольно или не вольно, программируют его. Иногда они проговаривают это, иногда своим поведением учат нас как «надо» жить:
НЕ суй пальцы в розетку. Не бегай упадешь. Мальчики не плачут. Девочки не дерутся.
И так до бесконечности. Иногда эти программы помогают нам жить, иногда ограничивают в какой-то области жизни и мы чувствуем себя несчастными. И так, одна из самых серьезных причин наших проблем в жизни – ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ.
Откуда берутся ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ?
Конечно, гены, опыт прошлых жизней или что-то еще влияют на каждого человека. Но внутренние установки, что хорошо, что плохо, несомненно, дарят нам родители или близкие люди. Проходит время, мы растем, получаем жизненный опыт, в том числе и печальный. И наши негативные установки закрепляются. Значимые для нас люди— подруги, учителя, тренера и т.д. так же могут быть источником ограничивающих убеждений.
Ну и, безусловно, средства массовой информации телевидение, газеты, интернет буквально зомбируют каждого из нас. И все эти программы остаются с нами в течение всей жизни и очень влияют на нее.
Пример ограничивающих убеждений из области отношение к себе, приобретенный мною от родителей:
Мама рассказала мне случай из моего детства: мы пошли с ней в магазин покупать мне куклу, и мама увидела туфли, которые ей очень понравились. И тогда я сказала: Мамочка, купи лучше себе туфли. И мама мною гордилась. Ведь дочь ради нее отказалась от игрушки. И я тоже гордилась собой. Пока однажды, уже будучи взрослой, не увидела, что часто отказываюсь от важных для меня вещей в пользу других людей детей, близкого человека. Отказываюсь, что бы меня считали хорошей мамой, дочерью, чтобы меня любили. А в результате испытываю сосущее чувство недостатка. А ведь пока не наполнишься сама, пока не удовлетворишь свои базовые потребности в еде, одежде, отдыхе, любви сложно делиться этим с другими.
Ограничивающее убеждение: Чтобы меня любили, я должна это заслужить, что-то сделать для других, отдать.
Пример ограничивающего убеждения из области «Деньги», приобретенного мною через собственный опыт:
С 1994 по 1997 год у меня был успешный бизнес. По ряду причин (дефолт, собственные ошибки, избыточное доверие к окружающим) он рухнул. Результат: Огромные долги “ 100 тыс $ и агрессивные кредиторы. А так же убеждения «Большиеденьги это опасность», « В долг брать нельзя!», «Кредитоваться опасно!», «С компаньонами лучше не работать». Это и были ограничивающие убеждения, которые мешали приходу денег в мою жизнь несколько следующих лет. И мне пришлось серьезно поработать над этим, что бы ситуация изменилась.
Итак практически в любой сфере жизни могут быть эти вирусы, монстры, мешающие нам быть счастливыми.
Откуда они берутся?
- Родительские программы.
- Собственный негативный опыт.
- Мнение значимых людей.
- Средства массовой информации.
Как выявлять ограничивающие убеждения?
Выявлять убеждения сложнее, чем их менять!!!
Я приведу Вам3 способа, как выявлять свои ограничивающие убеждения, и я рекомендую их использовать, потому что каждый способ имеет свои преимущества.
Способ №1 –выявление убеждений через размышления
Для того, чтоб понять какие у Вас есть убеждения в определенной области, достаточно просто посмотреть на результаты, которые Вы получаете в жизни в этой области.
Результаты– это ВСЕГДА следствие убеждений!
Если у Вас не ладятся отношения, значит, этой ситуации предшествуют убеждения. Если Вы не дружите с деньгами, значит, где-то «сидят» убеждения, которые создают эту ситуацию. Убеждения создают как хорошие, так и плохие результаты. Например, если со здоровьем у Вас все в порядке, значит, у Вас есть созидательные убеждения в области здоровья.
Проблема, почему люди не могут выявить своих убеждений, состоит в том, что многие люди считают, что у них нет ограничивающих убеждений в той или иной области. Но, когда мы знаем, что наши результаты в жизни напрямую зависят от наших убеждений, мы понимаем , какое количество ограничивающих убеждений у нас есть. И вот только когда мы принимаем факт наличия ограничивающих убеждений, мы можем их выявить.
Шаг первый: принять наличие у себя ограничивающих убеждений!
Когда мы приняли тот факт, что у нас есть ограничивающие убеждения, переходим ко второму шагу.
Шаг второй: задайте себе вопросы
- Какие убеждения создали эту ситуацию?
- Во что я верю, что привело меня к этой ситуации?
- Что во мне создает эту ситуацию?
Наш мозг капризный, потому не стоит удивляться, если он не захочет отвечать или будет отвечать «ничего», «у меня все хорошо» и другое.
В этом случае нужно видоизменить вопросы и вставить одно дополнительное слово:
- Какие убеждения могли бы создать эту ситуацию?
- Во что я мог верить, чтоб прийти к этой ситуации?
- Что во мне может создать эту ситуацию?
Обязательно работайте с листком бумаги и ручкой. Вопро сзапишите на бумаге, а все ответы, которые приходят, тоже записывайте на бумаге.
Задавайте себе 3 вопроса (со словом«могу» и без него), слушайте себя и записывайте ответы. Думайте! Ищите ответы! Слушайте ответы!
Пример:
Когда мой сын был подростком, меня раздражало егонежелание поддерживать порядок в своей комнате. Я без конца делала ему замечания, сердилась, раздражалась. Это ухудшало наши взаимоотношения. Когда я узнала о существовании ограничивающих программ и задала себе вопрос:
- Какие моиубеждения создали эту ситуацию, пришли ответы:
-
Я считаю, что дети должны поддерживать порядок в своей комнате сами;
-
Дети обязаны слушать своих родителей;
- Во что я верю, что привело меня к этой ситуации?
- Мой сын станет лучше и успешнее, если я буду заставлять его поддерживать порядок.
- Это правильно, когда родители ругают своих детей за что-то, ведь они хотят сделать их лучше.
- Что во мне создает эту ситуацию?
- Желание контролировать сына
- Я не верю в его разумность, считаю его маленьким.
И благодаря наличию у меня этих установок, создавались определенные ожидания. Но жизнь иногда не совпадает с нашими ожиданиями. И дети часто не согласны с мнением родителей.
Эти убеждения мешали мне быть гармоничной во взаимоотношениях с сыном. Значит, они и были ОГРАНИЧИВАЮЩИМИ. Как же так?!
Все мое родительское нутро возмущалось! И что теперь, самой за него убирать? Ведь я не могу жить в грязи!
Пришлось позволить ему быть несовершенным и не убирать свою комнату. Через какое-то время, он стал встречаться с девушкой и перед тем как пригласить ее в гости, сам убрал комнату. Постепенно все наладилось.
А я все это время работала со своими негативными установками (убеждениями) способами, о которых подробно рассказываю на своём семинаре «Клетка из моих убеждений или ключ к свободе»
Интересно! Надо у себя найти ограничивающие убеждения, которые мешают в жизни…