Переадресация вопросов

«Ну вот, смотри, мы учимся, учимся, а зачем нам так страдать,

если мы все равно умрем, и знания наши пропадут».

Федя, 4 кл.

 

Из сборника сочинений «Дети пишут Богу»

Я уже объясняла, почему стараюсь задавать вопросы, избегая готовых ответов. Думаете, что мне не хочется дать советы, рекомендации, «разжевать» и разложить по полочкам ответы? Очень хочется. Но знаю, что привычка эта далека от совершенства. Неэффективна. Она не позволяет человеку развиваться.

Вопросы – напротив. Заставляют, прямо-таки вынуждают, человека задуматься. Ему – то есть нам с вами — придется ответ из себя доставать: прикидывать, обмозговывать, создавать и, конечно же, вспоминать. Начнется кропотливая работа головного мозга – тяжелая с непривычки.

Почему тяжелая? Потому что думать, задавать вопросы и отвечать на них нас почти никто не учил. Ни семья, ни школа. Скажете, что придумываю все. Ну что ж, проверим.

Чему учит семья?

Сначала малыш указывает пальчиком, и мы с радостью отвечаем. Как же, ведь ребенок интересуется!

Как только он начинает задавать вопросы, ему «на выручку» тоже приходят взрослые. Сначала «Что?». И родители, добрые бабушки и дедушки спешат удовлетворить детское любопытство. Даже тогда, когда ребенок уже знает, что это, но по привычке повторяет, зная, что все равно ему все скажут!

Потом каверзное «Почему?» — и снова готовые ответы. Взрослым почему-то кажется, что ребенок не способен сложить вместе уже существующие в его голове данные и попытаться ответить сам.

Когда же ребенку начинать думать? Когда он сможет САМ догадаться, предположить, сопоставить одно с другим, покопаться в собственном – пусть небольшом, но уже существующем – архиве памяти (я уже не говорю о багаже подсознания, которое помнит все)?

Мы в любой момент готовы подставить умственные костыли – свое видение мира. Нам даже в голову не приходит, что ребенок может САМ знать ответ.

Чем старше ребенок, тем чаще вы можете отправить его к первоначальному источнику знаний. Одним из самых объективных может выступать энциклопедия. Ни мама, ни папа, которые, якобы, всегда правы. А энциклопедия. И, конечно же, за собственными мыслями.

Вы думаете, я сгущаю краски? Считаете, что мне тяжело рассказать ребенку «а где зимуют раки»? Не сложно! Наоборот – легко! Именно поэтому и стоит отправлять.

Не стоит думать о детях плохо: не справится, не додумается, не сообразит – мал еще! Вы попробуйте. Причем, старайтесь помогать ребенку только в том, что он, действительно, не сможет сделать сам.

Маленький тест. Попробуйте очередной вопрос почемучки переадресовать ему же. «Мама, а почему…?» «А как ты думаешь, дорогой?» «Почему ты считаешь именно так?» И посмотрите, как будет реагировать ребенок. С каким удовольствием он будет искать ответы! Придумывать неожиданные версии, строить догадки, которые, надо сказать, зачастую гораздо правдоподобнее ответов взрослых.

Итак, для начала, дорогие взрослые, учимся задавать вопросы. Сами. Что нужно на первом этапе? Самую малость –вовремя промолчать. Дальше – легче. Вы будете учиться слушать других, а не себя. Под «другими» я понимаю, в первую очередь, ребенка. Как вы думаете, он заслуживает того, чтобы его выслушали, а не впихивали, как только он откроет рот –«Мама, а почему…?» — информационную жвачку? И кто сказал, что информация, которую мы даем ребенку, так уж ему нужна? Кто сказал, что она является истиной в последней инстанции, а не субъективным мнением взрослого?

Кстати, в вопросе перенасыщения ненужной информацией школа от нас с вами – дорогие мои родители – ушла недалеко.

«Учат в школе, учат в школе, учат в школе…»

Так чему же, на самом деле, учат в школе? В первую очередь, слушать учителя. Порой лекция или урок похожи на монотонное выступление плохого политика, в очередной раз разжевывающего электорату свою предвыборную программу. Конечно, есть и исключения! Счастлив тот, кому повезло в школе с учителями, особенно в начальных классах. Но мы отвлеклись. Чему еще учит школа?

Не задавать вопросов. Именно так. Скажете, что за глупости я говорю? Ну почему же? Вопросы мешают стандартному учителю. (А таковых, увы, большинство в школе.) Они выбивают его из привычной тематической колеи, заставляют искать «выходящие за рамки» ответы, раздражают. Есть объем информации, который учитель должен — в силу программы – донести до ученика.

Не думать. Ответы на вопросы не должны выбиваться из темы. Что учитель рассказал на уроке, то и правильно. Можно, конечно, поработать с литературой самостоятельно, сославшись на источник. Но собственный взгляд ученика не приветствуется. Он кто? Да никто – дитя, учащийся, несмышленыш! Есть масса экспертов, специалистов, их мнение важнее.

Стандартно мыслить. Что такое решение задач, экзамены, контрольные, рефераты, курсовые? Не что иное, как пережеванные чужие мысли. Где экспериментирование, творчество, поиск? В общем-то, нет его…

К чему это приводит? К тому, что растет ребенок, переполненный информацией, добытой несамостоятельно, а втиснутой в его голову почти насильственным путем. Пригодится ему вся эта информационная шелуха в жизни? Может быть, часть ее и пригодится…

Давайте посмотрим, что ценится во взрослой жизни, к которой мы с таким усердием готовим детей? В первую очередь, умение мыслить нестандартно, быстро, гибко. Вы встречали в жизни две похожие ситуации, двух одинаковых людей? Нет. А в школе две похожие задачки, которые требуется решить по одной схеме? Да полным-полно!

Дайте ребенку возможность задавать самому себе вопросы, самостоятельно находить на них ответы, и вы увидите, насколько быстрее он будет развиваться.

— Зачем я это делаю?

— Можно ли решить (сделать) по-другому?

— Стоит ли это делать так, когда никакого смысла в этих поступках не просматривается?

— Как ты думаешь, как лучше поступить в этой ситуации?

Последний вопрос – достойная замена стандартной реплике: «Так НАДО делать, дорогой, так поступают все»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Прежде чем отправить свои данные, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности.